Отчёт о лыжном некатегорийном походе по Южному Уралу

Но скажу стихами:
На Урал сходили мы,
Почитайте сами…

Поход на плато Большой Иремель.

Зима была в самом разгаре, дома сидеть и протирать диван пятой точкой не сильно прельщало. Предложение сходить в горы поступило на одном из собраний клуба, надо сказать, оно было воспринято на ура. Первым делом общим голосованием определили, кто же будет старостой, т.е. тем, кто за всё это дело будет отвечать. Этим человеком стала Лана, имеющая приличный опыт походов. Позднее появились завхоз Лена, Ваня стал штурманом и мастером по устранению всякого рода поломок, Денис был ответственным за печку и, как показал поход, неплохим дровосеком, обязанности руководителя взял на себя Сергей. Мы же, как абсолютные новички в этом деле, исполняли роль помощников, вообщем, массовка. Всякого рода заместителями являлись Катя и Даша. Короче говоря, компания собралась весёла.

За месяц маршрут был досконально изучен, были учтены все мелочи, каждый знал, куда и зачем идём. И 29 января мы, погрузившись в поезд до Самары, двинулись в путь. Пока ехали, в поезде без дела не сидели, мы дошивали бахилы, которые в последствии очень пригодились. Скучно никогда не было, с нами спутница-гитара и целый набор губных гармошек, на которых виртуозно играл Ваня. Вам бы слышать в его исполнении оранжевое настроение, весь вагон просыпался. В одном купе с нами ехал курсант Артём, он же Валера-контрактник. Что касается пейзажей, то за окном мы наблюдали лишь холмы, дома с тонкими струйками дыма, кругом холмы свежего снега. Создавалось ощущение, чем дальше едешь, тем больше снега и холоднее, в тамбуре на окнах увеличивался слой инея, а пар от дыхания тут же поднимался вверх и рассеивался. Впечатление незабываемые, особенно для тех, кто первый раз едет в горы…

Приехав в Самару, мы сразу же побежали осматривать местные достопримечательности, коих было немало: стадион Локомотив, областное управление МЧС, расположенное в каком-то старинном красивом здании, площадь Революции, Костел, который был построен в 1906 году, а реконструирован в 1996. Не осталось без внимания и само здание вокзала, в котором 7 этажей, смотровая площадка (платная), 2 гостиницы, огромное число эскалаторов, несколько залов ожидания, один даже vip-класса: телевизоры, мягкие диваны, кушать подано, девочки (шутка), ясно - для буржуев. Туалеты тоже на высшем уровне, проверено половиной группы. В 1500 по местному времени, а разница составляет +1 час от московского, мы сели на поезд, который шёл до станции Вязовая. Садились-то мы днём, а выходить пришлось рано утром.

В 5.00 следующего дня мы приехали на станцию. Поезд стоял 2 минуты, Ваня еле успел спрыгнуть с со ступенек вагона. Рюкзак-то он кинул и поезд тронулся. Столько эмоций выплеснулось в тот момент. Стали искать транспорт, идущий до посёлка Юрюзань. К счастью долго нам ждать не пришлось, местный водитель «комфортабельной буханки» любезно предложил нам свои услуги, вскоре мы загрузились и поехали. Путь наш полегал среди небольших холмов покрытых белым пушистым снегом. В поселке мы нашли приют в местном доме культуры, откуда Катюшка успела доже отправить письмо родителям на «большую землю». Сергей договорился с директором, чтобы нам выделила машину до Тюлюка. Дорога, по которой мы ехали, напоминала горный серпантин. Из окна открывался прекрасный вид: вдали виднелись склоны, покрытые зелёными елями, а за ними… большие хребты.

Тюлюк. Приехав, мы были рады услышать, что к нашему прибытию температура повысилась с -30 до -25. Ха, во аномалия, после того, как наша группа покинули эти края, температура вновь упала… Случайность? Так или иначе, мы должны были найти себе временный приют. Группа разделилась в поисках ночлега. Сначала хотели остановиться на базе отдыха «Роза ветров», но эта идея отпала после того, как вторая группа вернулась с новостью, что мы останавливаемся у одного местного жителя – Константина. Человек, чистый и откровенный в общении, достигший слияния с природой. Он покинул мегаполис, так как тот не давал ему возможность жить свободным, своими руками построил дом за 8 лет на пустом месте, да какой. Внешний вид дома не отличается от остальных, такие же брёвна и крыша, рядом сарай. Чуть дальше в огороде расположена юрта, а рядом и типи – некое подобие вигвама, но по-нашински. Вот что значит стремление к поставленной цели.

Мы пообедали и решили сходить по началу маршрута на разведку. Шли почти час в горку, очень медленно, и, доехав до первого кострища, не могли не удержаться сфотографировать уже видневшуюся вершину Большого Иремеля. Обратно ехали весело, с падениями, но без травм, а уж тем более потерь.

Смеркалось, в село прибыли часов в 17 с копейками, сели, поужинали и пошли в юрту. Вот где душа успокоилась, сидели и слушали игру Константина на шаманских инструментах: бубне, варгане и тамтамах. У него это получалось так ловко, нам же давалось с трудом, особенно варган. Ладно, завтра рано вставать – первый день подъёма.

С вечера рюкзаки были упакованы, поэтому много возни утром не было: встали часов этак в 9.00, спокойно позавтракали и двинули в направлении гор. Спутниками для нас стали местные собаки: Кузя, Пестрая и Умка. Кузьма – пес-герой, про него даже в газете писали, как он человека вывел с гор. Идти по разведанной дороге было не сложно, и за час группа преодолела вчерашнее расстояние, легкий морозец слегка пощипывал кожу. Был отрывок пути, когда нам пришлось идти через лес по извилистой тропинке.

На пути встретилась табличка «Гора Иремель» - национальный природный памятник регионального значения, основан в 1965 году, общая площадь 5980 га. Что касается техники катания, то лучше всего это удавалось Даше и Кате. Больше всего ссор с правой и левой лыжами явно было у Ланы, а падения с рюкзаком на плечах – целая пытка. Солнце в закате окрасило снег, лежавший на дальних склонах, в оранжевый цвет.

17.00 – разбили лагерь, правда с костром пришлось помучиться – он на пол метра ушёл вниз под снег, да сетка бы тут не помешала. Один час топки снега и… кушать подано. Надо задумываться, как дровосек Денис за короткий срок умудрялся найти немалое количество дров, коих хватало и на костер и на печку. Идёшь с ним, а он как по интуиции знает, где сушина лежит. Поели сытно, да и пора уже спать. Дежурным по печке назначили Ваню.

Как нам говорил руководитель, наша шайка будет первой, которая пошла в горы на пластике. Так и оказалось: когда утром сворачивали лагерь, мимо нас прошла группа уфимских туристов, человек 8 и все «на дереве». Мы дружелюбно угостили их тёплым чаем и поинтересовались, как они хотят идти. Оказалось, за сегодня хотели подняться на вершину и к вечеру спуститься с гор. Видимо, для местных такие походы как этот расцениваются как поход выходного дня, да и шёл народ налегке.

То ли ужин вчера был слишком сытным, то ли народ обленился, так как времени, за которое все проснулись, позавтракали и упаковались, прошло слишком много. Часов в 12.00 встали на лыжню. Единственное, что напрягало, это как проваливались палки, бывало и по рукоятку, в этот момент человеческое тело исполняло танец птички, чтобы удержаться в равновесии. Остановились «на перекур» у ровной объёмной площадке, кругом окружённой припорошенными снегом валунами. Катя не удержалась скатиться налегке. Через пол часа нашли классное бивачное место у подножия Малого Иремеля, видно здесь не раз устраивали стоянку. Даша, Денис и я отправились на разведку, узнать, как дальше простирается дорога, Ваня с Леной пошли фотографироваться на фоне склонов в лучах заходящего солнца, а я продолжил фотосессию ночью. Все спят, укутавшись, и вдруг… щёлк! Несколько довольных гримас повылазило из спальников, чтобы поприветствовать фотографа.

Однако, это не все сюрпризы на сегодняшнюю ночь – часов в 9 запахло резиной. Тент оплавился от горячей трубы, началась возня по устранению ЧП, где проявил свою смекалку Ваня. Он обернул трубу стекловолокном. Good Night… Дежурным вызвался быть я, так как спать мне не очень хотелось, да к тому же нужно было продолжать вести записи в своём блокноте. Уснул, проснулся от жуткого холода (за бортом -25 С), пока пытался разжечь печку, проснулся Сергей. Показал, где лежит сухой спирт. Минут через 10 ситуация нормализовалась.

7.30 местного – подъём! 3-й день в горах. Хоть мы и кормили собак, но им видно не хватало. Сильно оголодав, пытались у нас чего-нибудь утащить, особенно «пестрая» - молодая и наглая.

Из-за того, что встали мы рано и свернулись быстро, пройти успели км 10-12. Подобравшись к подножию Б. Иремеля, группа остановилась. Погода испортилась, ветер буквально валил с ног, а мелкие обледеневшие осколки с поверхности обжигали лицо. Встали на перекус. С вершины спустилась группа (забыли спросить, откуда они), все в масках. Сергей принял решение спуститься немного и переночевать, а завтра, если будет хорошая погода, взобраться на вершину. Так и сделали.

Виктор встал самый первый и пошёл разводить костёр. Как настоящий патриот, будить всех начал своим голосистым исполнением гимна России. Собрали лагерь достаточно быстро, начали неторопливый подъём к самой вершине Иремеля. Через час мы уже вышли за территорию леса, теперь наш путь пролегал по ровной, гладко излизанной ветром снежной поверхности склона. Погода как раз что надо: солнце, небольшой ветер, не то, что вчера. Подошли к очень крутому подъему на вершину, здесь на лыжах уже нельзя, поэтому руководитель Сергей сказал оставить их здесь, только закрепить хорошенько.

В этот день мы всё-таки взошли на отметку 1582 метра. Радости не было предела – ура!!! То, что мы видели с самой высокой вершины Южного Урала описать словами сложно, лучше просто смотрите фото:

Подурачились, набрали камней «сверху» на память и начали спуск к лыжам, которые оставили у подножия. За час добрались до второй стоянки, там устроили последний бивак. Завтра идём до предела. Итог, за 1.5 дня спустились, а подъём занял 3.5 дня – мы молодцы. Да, спускаться с гор, если ещё плохо владеешь техникой катания на лыжах, значительнее опаснее, чем подниматься. Высокая скорость и массивные деревья на пути. Хотя, иногда деревья помогают: разогнался по лесу, а тут резкий поворот – отбросил палки и за ближайшее дерево хвать. Лыжи по ветру…

Дом, милый дом. Константин, как и обещал, затопил баньку. Расчистил прорубь для купания. Люди, кто ещё в своей жизни ни разу не купался в ледяной воде, советуем попробовать. Кажется, будто душа скитается по телу в поисках спокойного места и находит его только после того, как оказываешься вне проруби. А дыхание-то как замирает…

Обратный путь прошёл спокойно. Ехали в чистом и аккуратном питерским поезде. В дороге дали себе немного расслабиться, внеся небольшие поправки в сухой закон во время похода. Купили пива и копчёного леща. Скромно, но «со вкусом» отпраздновали завершение 8-ми дневного похода.

Итоги таковы: мы стали как одна крепкая и дружная семья, вернулись в том же составе, что и отправились, т.е. потери были недопустимы. Ну, а главное – достигли поставленной цели – Большой Иремель (1582 м). Порою, первое впечатление, оказывается решающим. Так вот, в нашем случае оно «зажгло» искорку любви к горам, которая со временем, мы надеемся, превратится в прекрасное и сильное пламя…