Крымско-Кавказский горный клуб
Постепенно оно расширило географию поездок и в 1910-е годы большое внимание начало уделять экскурсиям на Кавказ, особенно в район Красной Поляны и Военно-Грузинской дороги. А в 1913 году экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепровским порогам. Продолжительность некоторых маршрутов достигала 40 дней.
Приглашение принять участие в этих экскурсиях заранее публиковалось в "Записках" клуба (Экскурсионная секция Крымско-Кавказского горного клуба, 1914 год). Севастопольское отделение ограничило свою деятельность в основном близлежащими районами Крыма и проводило экскурсии в Балаклаву, Херсонес, Инкерман.
Бакинское отделение организовывало и дальние, и ближние экскурсионные поездки. Члены отделения побывали в Крыму, Одессе, Новом Афоне, в Чиатуре на марганцевых копях и в ряде других мест Закавказья.
Самое молодое Рижское отделение не успело провести ни одной экскурсии в Крым или на Кавказ из-за высокой стоимости железнодорожных билетов, доступных лишь людям со значительным достатком. Льгот для членов клуба правлению Рижского отделения добиться не удалось. Его деятельность ограничилась общими собраниями и научными докладами.
Особое место в деятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение. Длительное время его возглавлял большой энтузиаст экскурсионного дела врач Владимир Николаевич Дмитриев. Отделение не отличалось многочисленностью, состояло из 50-80 человек, и только в 1913 году число его членов достигло рекордной цифры - 104. Но именно это отделение впервые в России занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией многочисленных туристских поездок в Крым, экскурсий в Крымские горы и по наиболее интересным местам крымского побережья. Ялтинским отделением совместно с Обществом содействия благоустройству курорта Ялта было создано несколько троп для облегчения пешеходных экскурсий в горы. Первой в 1899 году появилась Штангеевская тропа, которая от водопада Учан-Су вела на хребет Яйлы через наиболее живописные участки восточного склона Яйлы. Она имела протяженность более 8 верст и предназначалась для экскурсантов любой физической подготовленности, так как была столь полога, что даже люди, не привыкшие к горным прогулкам, свободно по ней поднимались. По всей тропе имелись знаки и надписи на камнях, указывавшие пройденное расстояние и дальнейшее направление движения.
Эта первая туристская тропа в России стала прообразом сегодняшних туристских троп, которые являются одним из действенных средств регулирования взаимоотношений между туристами и природой. Вслед за Штангеевской появилась Боткинская тропа, созданная на деньги, пожертвованные почитателями профессора Сергея Петровича Боткина. Эта удобная и интересная для прогулок туристов тропа вела к водопаду Яузлар, окрестности которого отличались густыми живописными сосновыми лесами. По всему пути Боткинской тропы были установлены указатели движения и скамейки для отдыха. Несколько позже появились еще две тропы, ведущие в горы, - Крестовая и Дмитриевская, названная в честь первого председателя Ялтинского отделения В.Н. Дмитриева.
|