Экскурсионная работа в первые годы Советской власти
Центральная станция принимала не только школьников. С 15-го по 30 октября 1920 года были организованы курсы с целью ознакомления петроградских педагогов "с имеющимся в Петрограде экскурсионным материалом гуманитарного характера". Со слушателями проводились экскурсии. Руководителями экскурсий и лекторами на этих курсах выступали профессора В.Я. Курбатов, И.М. Гревс, П.Н. Вейнер и многие другие замечательные ученые, знатоки истории и культуры Петербурга. Подобные курсы были повторены и в мае 1921 года по более обширной программе.
В середине мая 1921 года петербургская секция совместно с Политпросветом и Музейным отделом созвала Первую Конференцию по экскурсионному делу. В конференции приняли участие около 180 человек, 23 делегата приехали из Москвы. Занятия проходили в Аничковом дворце. Выступили И.И. Полянский, И.М. Гревс, Л.А. Ильин, Н.П. Анциферов, Б.Е. Райков, Д.М. Кайгородов и другие ученые.
Вскоре станция была преобразована из школьной в инструкторскую, но работа со школами отнюдь не исключалась из программы деятельности станции. С 1 мая 1922 года руководителем станции стала К.В. Ползикова-Рубец.
С осени 1922 года, когда открылся Экскурсионный институт, станция начала работать с ним в тесном контакте. Было совместно организовано девять постоянных кружков и семинаров. Так, Иван Михайлович Гревс вел кружок по изучению Фонтанки, а Л.А. Ильин проводил семинары на материалах Музея Города. Слушателями была далеко не избранная публика.
Станцией в течение года была проведена 1181 экскурсия, в которых участвовали 34430 человек. Это были и взрослые, и школьники. На территории Аничковой усадьбы станция работала до сентября 1924 года. Именно тогда Центральная станция гуманитарных экскурсий прекратила свое существование.
Можно определенно сказать, что все экскурсионные станции Петрограда - Ленинграда сыграли важную роль в деле гуманитарного просвещения как школьников, так и учителей. В те тревожные дни были приняты наилучшие меры, гарантировавшие работу профессорского состава и руководителей экскурсий, а также многих тысяч школьников. Из скудных, почти отсутствующих запасов продовольствия молодая республика выделяла заметную долю для экскурсионных станций. Это привлекало на станции первоклассный профессорский состав в качестве лекторов и руководителей экскурсий, с одной стороны, а с другой обеспечивало большую посещаемость станций экскурсантами.
После 1924 года экскурсионные станции начали постепенно закрываться. Начиная с 1929 года от станций требовали вести активную политико-воспитательную работу, а именно больше заниматься "изучением форм классовой борьбы в городе и деревне". В 1930 году был репрессирован заведующий Лахтинской станцией П.В. Виттенбург, арестованы и другие сотрудники станции. Коллекции музея станции разошлись по разным организациям. Часть археологической коллекции попала в фонды Эрмитажа, а многое и погибло, в том числе и полотна художника А.Н. Бенуа. В 1932 году Лахтинская станция перестала существовать.
|