Русское горное общество
По договору с Обществом жители аула Гвилетах Муса и Исаак Безуртановы построили за лето 1903 года хижину, и 9 августа состоялось ее официальное открытие. Хижина была сооружена "из камня, сложенного на извести, оштукатурена слегка внутри, покрыта железной крышей и имела внутри размеры: 4 аршина длины на 3 аршина ширины (примерно 2 м 80 см на 2 м 10 см). Дверь и окна открывались на Девдорак. В одном углу были сделаны деревянные полати и имелась керосиновая печь, впрочем, не приспособленная для варки пищи". Рассчитанное на трех человек, это помещение нередко давало приют значительно большему числу горовосходителей. Место для хижины было выбрано на высоте 3 480 метров, что давало возможность путешественникам, переночевав в ней, за следующий день подняться на вершину Казбека и к вечер вернуться.
Позднее эту первую высокогорную хижину в России стали именовать "ермоловской" в честь почетного члена Русского горного общества министра земледелия А.С. Ермолова. Долгие годы она служила хорошим укрытием от непогоды многим сотням туристов. В первый же год этим убежищем воспользовались 30 альпинистов, поднимавшихся на Казбек. Можно полагать, что даже непритязательных русских горных туристов и альпинистов вряд ли могло удовлетворить это убежище. В поднимавшейся сюда в 1910 году группе из Владикавказа был С.М. Киров, который писал в местной газете "Терек": "Я был в Ермоловской хижине... Зайдя в это прославленное убежище, я ужаснулся: оно было в таком состоянии, что могло служить всем чем угодно, но только не местом для ночлега: сыро, холодно, нет ни пола, ни крыши, ни окна".
Общество ввело аттестацию проводников и учредило для них специальный знак - "Проводническую книжку". Для каждого района Кавказа устанавливалась определенная плата за работу в зависимости от трудности маршрутов. В правилах для проводников указывалось, что они "обязаны в точности исполнять взятое на себя обязательство провести путника по условленному пути и за условленную плату. Должны быть вежливы и предупредительны, заботиться об удобствах и безопасности путешественников и содействовать им в достижении их научных целей или разрешении туристских задач".
Большую заботу Русское горное общество проявляло об удешевлении проезда для своих членов в горы Кавказа. Его удаленность от центра России сильно сдерживала развитие горных путешествий. В связи с этим Совет Общества возбудил ходатайство перед Русским обществом пароходства и торговли и обществом "Кавказ и Меркурий" о льготах членам горного общества, отправляющимся на Кавказ организованными группами. Эта просьба была удовлетворена. Русское общество пароходства и торговли предоставило на пароходах Черного моря группе, состоящей из четырех человек, скидку в 50 процентов стоимости проезда, а общество "Кавказ и Меркурий" - в 25 процентов. Эти льготы явились значительным подспорьем для членов Общества, отправляющихся в горы.
|